Вечерний Бишкек. №13. Дорога плата за киловатты
Опубликовано: 05 февраля 2019
 

№13 (11494)
Пятница, 1 февраля 2019 года

 

дума о тарифах

Дорога плата за киловатты

Нынешней весной в сфере энергетики предстоит разработать новую тарифную политику до 2023 года. Какой будет плата за киловатт, останется ли она, как и прежняя, социально ориентированной? Вопросы волнуют всех кыргызстанцев.

Все–таки придется повышать
    В Государственном агентстве по регулированию топливно–энергетического комплекса (ГАРТЭК), которому дано право утверждать тарифы, говорят, будто стоимость киловатта равна 1,65 сома. Дескать, только при такой ставке энергокомпании смогут покрыть затраты, бесперебойно обеспечивать электроэнергией население в любое время года. А поскольку хотелось бы еще и получать прибыль, то, значит, плата может стать еще выше. Как сей запрос соотнести с реальной платежеспособностью потребителей энергоресурсов, неизвестно.
    Сегодня, согласно пока еще действующей с 2014 года среднесрочной социально ориентированной тарифной политике, население платит 0,77 сома за киловатт. Если, конечно, абоненты укладываются в утвержденную норму — не более 700 киловатт–часов в месяц. И этого количества большинству потребителей вполне хватает. По данным ГАРТЭКа, только 11,4 процента абонентов допускают перерасход энергоресурсов и платят за то, что свыше 700 киловатт — по 2,16 сома.
    Для промышленных производств ставка изначально предусмотрена более высокой — те же 2,16 за киловатт. И это справедливо.
    Ушли в прошлое страсти по трехфазкам. Заявок на их установку совсем недавно поступала тьма, но из–за нехватки электроэнергии разрешения выдавали не всем. Ныне отказа нет. Условие одно — лишь бы на трансформаторной подстанции хватало мощности. Бывает, что резервы исчерпаны, советуют подождать. Но и это не навсегда. Ведь технический прогресс на месте не стоит, материальная база энергокомпаний обновляется и укрепляется не только в Бишкеке, но и в регионах.
    Скоро новую тарифную стратегию вынесут на обсуждение в парламент. Депутаты готовятся изложить собственное видение на предполагаемые перемены. А некоторые парламентарии уже объявили свою позицию, претендуя на роль народных заступников. Дескать, электроэнергии теперь в стране вырабатывается достаточно, дефицита нет, поэтому следует увеличить льготный порог с нынешних 700 до 2 тысяч киловатт–часов. Получается, что все абоненты станут платить за электроэнергию по минимуму. По 0,77 сома за киловатт, если исходить из нынешней ставки. Что, напомним, в 2,5 раза меньше фактической стоимости ресурса.
    Неплохо, конечно, если все жители республики станут пользоваться удешевленной электроэнергией. Но готово ли государство на сегодняшнем этапе пойти на это? Способно ли компенсировать из госказны затраты энергокомпаний, лишь исполу восполняемы потребителями? И как при подобном раскладе выживать поставщикам электроэнергии, где брать средства на строительство дополнительных подстанций и линий? Да и физический износ оборудования никто не отменял. Его необходимо ремонтировать, заменять более современным, а на это нужны немалые деньги. Так что популизм, возможно, кому–то и на руку, но не стране в целом.
    А вот в правительстве еще в ноябре минувшего года сообщили, что корректировать тарифы на электроэнергию не планируют. Госчиновники не поддерживают громкие заявления отдельных парламентариев, которые явно не в теме и не учитывают сегодняшние реалии.
    В кабмине ставят конкретную задачу: максимально сократить технические потери. Довести их до оптимального мирового уровня. Что касается так называемых коммерческих потерь, то есть хищений, то от них необходимо избавиться раз и навсегда. Коррупции не место в стратегически важной отрасли страны, призывает премьер–министр страны. Для этого требуется смелее внедрять инновационные достижения и усилить контроль за расходованием и оплатой энергоресурсов.

8 миллиардов в кассу
    Посмотрим, что предпринимает в данном направлении самая большая распредкомпания — ОАО “Северэлектро”.
    В ОАО “Северэлектро” 571,4 тысячи абонентов. Основной потребитель энергоресурсов — население — 540,7 тысячи лицевых счетов. Плюс 30,7 тысячи юридических лиц.
    Бытовые потребители — наиболее дисциплинированные плательщики. Хуже ситуация с бюджетными организациями и сельхозобъектами. Они чаще всего задерживаются с платежами.
    Спрос на энергоресурсы растет. За минувший год населению отпущено 6,1 миллиарда киловатт–часов — на 276 миллионов больше предыдущего периода. Собрана рекордная сумма — 8 миллиардов 88 миллионов сомов!
    Потери, отмечают в руководстве распредкомпании, наоборот, снижаются. Сейчас они 12,3 процента. А ведь некогда из–за массовых хищений, иных злоупотреблений доходили порой до 40 процентов. В мире, говорят, сей показатель на уровне 7–8 процентов, в продвинутых странах и того ниже. Это и есть тот ориентир, к которому стремятся в “Северэлектро”. В адрес этой энергокомпании на днях весьма положительно отозвались в правительстве. Дескать, она единственная в республике, кто справляется с заданием по снижению потерь.
    Увеличить сборы и сократить потери помогает целый комплекс мер.
    Это прежде всего автоматизированные информационно–измерительные системы контроля и учета электроэнергии (АИИСКУЭ). Не случайно же новые приборы прозвали умными. Их начали устанавливать на самых проблемных участках — в новостройках, подпольных швейных цехах и частных саунах, иных коммерческих объектах. В жилмассивах “Бакай–Ата”, “Кара–Жигач” и “Кок–Жар” провели обследование, которое показало: потери сразу же снизились с 20 до 10 процентов!
    Теперь в Бишкеке уже 122,7 тысячи “умников”, а всего с учетом Чуйской и Таласской областей без малого двести тысяч. Нынче намечено установить еще 25,4 тысячи приборов с системой дистанционного снятия показаний.
    Улучшает культуру обслуживания и то, что ОАО “Северэлектро” принимает платежи в режиме реального времени в терминалах и через электронные кошельки. Недавно свои услуги энергетикам предложило и госпредприятие “Кыргызпочтасы”, тем самым сделав их еще более распространенными и доступными.
    Абонентам удобно, что подключение после полной оплаты квитанций производится моментально, как только сигнал поступит на сервер распредкомпании. Автоматизированная система без участия человека известит о том, что с расчетами у потребителя все в порядке, задолженность погашена. Супероперативно!
    Кстати, за долги без света за минувший год оставляли... 261472 абонента. Не будь АИИСКУЭ, к каждому пришлось бы выезжать на дом дважды: сначала, чтобы отключить, затем после оплаты счетов в кассу энергокомпании — подключить. Огромные неудобства, да еще и лишние расходы на бензин и прочее.
    Правда, все равно находятся те, кто якобы забывает про квитанции или же умышленно уклоняется от оплаты энергоресурсов. В юридическом отделе “Северэлектро” признаются, что остаться без работы им не грозит по крайней мере в ближайшее время.
    950 исковых заявлений по взысканию дебиторской задолженности подготовлено и направлено в судебные органы в минувшем году, уточняют юристы. Общая сумма долга 91,8 миллиона сомов. По 364 искам абоненты уже внесли 17,6 миллиона.

  • взыщите!
        Взыскать задолженность — дело чрезвычайно хлопотное, говорят специалисты. Иногда на положительные решения уходят годы. Так, шестой год тянутся судебные тяжбы с ОсОО “Продсервис”, в ведении которого находится шесть жилых домостроений по улице Грибоедова. Счета не оплачивают, видимо, ни жильцы, ни само ОсОО. Долгов накопилось на 11 миллионов сомов. Бишкекский межрайсуд недавно вынес вердикт в пользу энергетиков. Представитель подразделения Службы судебных исполнителей по экономическим делам наложил арест на трансформаторную подстанцию (она числится на балансе ОсОО) и производит оценку собственности и имущества. Но когда вся эта процедура закончится, а главное, погасят ли долг, неизвестно.
        Бывает, что достаточно направить в адрес неплательщиков письменные претензии–напоминания о платежах. Таковые за минувший год получили от поставщиков электроэнергии 7350 абонентов, чей общий долг был под 150 миллионов сомов. Большинство граждан тут же оплатили квитанции. При содействии судебных органов и через претензии удалось взыскать 96,9 миллиона сомов.
        В ОАО “Северэлектро” считают, что и энергетики, и потребители ресурса уже привыкли к ныне действующим энерготарифам. Большинство потребителей оплачивают счета своевременно, а на уклонистов находится управа. Конечно, против более высоких ставок, если их узаконят, возражать никто не станет. Значит, появится возможность больше средств направить на капитальные вложения, быстрее рассчитаться с иностранными кредиторами. Хотя верно и то, что чем дороже свет, тем труднее собирать плату, бороться с хищениями и потерями электроэнергии. Так что конечный выигрыш весьма проблематичен.
    Что касается предложения предоставить всем жителям республики вместо нынешних 700 лимит в 2 тысячи киловатт–часов по льготным 0,77 сома, то такое, по мнению энергетиков, совершенно неприемлемо.

Зинаида СОРОКИНА.

http://vecherka.kg/2019/02/01/enerdj/1.html

Поделиться материалом
Другие материалы в категории Пресса о нас

   — Обещают будто бы проложить новые кабельные линии взамен изношенных. Ради этого можно какое–то время потерпеть дорожные неудобства, — поделилась старожил Бишкека 79–летняя Нина Семеновна. 

Уникальный технический проект на распределительных сетях, впервые внедренный в ОАО “Северэлектро”, открывает невиданные перспективы для более эффективного обслуживания потребителей электроэнергии Кыргызстана.

    Реклоузер, а иначе говоря, переключатель, российского производства. Небольшой по размеру компактный прибор размещается на опорах ЛЭП, не требует ни фундамента, ни ограждения. На первый взгляд весьма прост и понятен, однако же изготовители иного мнения.